Задачи и внедрение
Для грамотного и последовательного осуществления процесса стратегического менеджмента необходимо четко сформулировать основные задачи этого процесса.
Во-первых, система стратегического менеджмента решает задачу неуклонного приближения кредитной организации к тем целям, которые она ставит перед собой. Это дает положительную динамику развития и конкурентоспособности: ведь ресурсы и силы не распыляются на все сразу, а сосредоточиваются на принципиальных для достижения поставленной цели позициях.
Во-вторых, система стратегического менеджмента позволяет снизить риски влияния внешней среды, поскольку обеспечивает регламентацию действий в разного рода неожиданных ситуациях (нестабильность рынков, девальвация, резко возросшая конкуренция, снижение доходности, изменение принципиальных положений законодательства) и позволяет в случае их возникновения действовать по заранее составленному плану, незначительно корректируя его в соответствии со сложившимися обстоятельствами.
Таким образом, в задачи стратегического планирования входят как понимание цели деятельности того или иного банка, так и вариативность путей ее достижения. Однако решение этих двух принципиальных и очень актуальных задач осуществляется с помощью особых технологий и средств, которые предусматривает процесс внедрения стратегического планирования.
Процесс внедрения стратегического планирования целесообразно разделить на следующие шесть этапов.
1. Внедрение стратегического способа мышления в среду высших менеджеров банка.
На этом этапе необходимо обеспечить понимание каждым из высших руководителей необходимости и целей внедрения стратегического планирования, провести анализ мнений высшего руководства и владельцев о задачах и стратегических целях банка. На основе этих данных формулируется и фиксируется представление о роли и стратегии банка по основным направлениям деятельности.
2. Создание необходимых условий и системы оценки реализации стратегических целей и задач.
Внедрение стратегического подхода невозможно без ряда необходимых условий. К ним относятся:
- внедрение управления отдельными подразделениями как независимыми бизнес-единицами, деятельность которых регулируется и оценивается по рыночным принципам;
- введение финансового управления, позволяющего адекватно рассчитывать потенциальную рентабельность и оценивать различные аспекты деятельности стратегических бизнес-единиц;
- внедрение бюджетного планирования, являющегося средством контроля и обеспечения стратегического планирования.
Помимо выполнения перечисленных условий принципиальным является также создание и внедрение системы оценок деятельности банка, которая формируется с точки зрения соответствия локальным и глобальным стратегическим целям. Именно эта система и станет в будущем основой проведения самого процесса стратегического планирования и оценки его результатов.
3. Создание инфраструктуры стратегического менеджмента. Инфраструктура стратегического менеджмента предполагает наличие:
- руководителя высшего звена (желательно члена правления банка), ответственного за внедрение, контроль и оценку стратегического менеджмента;
- функционирующей системы ответственности работников и руководства различных подразделений;
- подразделения стратегического планирования (его численность зависит от размеров банка), в задачи которого должна входить регулярная работа по обеспечению стратегического планирования в банке (оформление и согласование стратегических планов, корректировка стратегий и целей, оценка и контроль выполнения планов, мониторинг и т.д.).
4. Формирование детального, многовариантного (в зависимости от внешней ситуации) стратегического плана и его составляющих - стратегических планов подразделений.
Осуществив все описанные выше действия по внедрению стратегического планирования, проводят так называемый SWOT-анализ, который необходим для:
- оценки возможного влияния внешней среды на положение организации в будущем;
- выявления сильных и слабых сторон организации, открывающихся перспектив и грозящих опасностей.
На основе детального анализа представлений и пожеланий руководства банка, а также данных SWOT-анализа создается развернутый стратегический план деятельности. Такой план должен быть многовариантным, то есть иметь "разветвления" в зависимости от дифференциации показателей внешней экономической среды.
5. Внедрение системы взаимно поддерживаемых целей банка, подразделения и работника.
Следующим важнейшим этапом на пути внедрения стратегического планирования является создание механизма взаимодействия целей банка, целей подразделения и целей отдельно взятых работников, поскольку большинство проблем в процессе развития возникает из-за несогласованности целей внутри кредитной организации, а именно:
- несогласованности личных целей руководителей и общих целей банка;
- несогласованности целей подразделения и целей банка в целом (как следствие внутренней конкуренции или неадекватного перераспределения ресурсов и фондов материального стимулирования);
- несоответствия реальных и заявленных целей и т.д.
Такие несоответствия и противоречия важно выявлять и предотвращать, потому что они приводят к разрыву между официально представляемым и реальным положением дел и в конечном счете к отсутствию какого-либо движения вперед.
Здесь становятся особенно важными тщательная работа с персоналом, продуманная и соответствующая стратегическим целям система мотивации деятельности сотрудников, подразделений и структурных единиц. Таким образом, личные цели отдельных работников, объединенных в подразделения, реализуясь, должны приводить к решению задач, поставленных перед подразделениями, а совокупность достижений подразделений в свою очередь должна способствовать достижению соответствующей стратегической цели банка.
Один из типичных способов решения этой проблемы в зарубежной практике - внедрение и поддержка облегчающей достижение поставленных целей определенной корпоративной культуры с сопутствующими ей разнообразными механизмами, в том числе и вытеснением не соответствующих ей работников и руководителей.
6. Внедрение системы мониторинга и прогнозирования внешней среды и корректировки стратегий.
Этот этап является последним по очереди, хотя и не последним по значению. Необходимо создать условия, при которых не только соответствующее подразделение, но и вся организация была бы вовлечена в мониторинг внешней среды. Ведь, скажем, предпочтения клиентов, их потребности, отношение к конкурентам гораздо проще выявлять работникам, непосредственно обслуживающим клиента, а не специально выделенным для этого специалистам. Последние должны заниматься анализом, обработкой и предоставлением всем заинтересованным службам внутренней информации, а также отслеживанием внешней информации. Исходя из поступающей информации соответствующим образом корректируются стратегические планы.
Похожие работы:
- Задачи и внедрение
Для грамотного и последовательного осуществления процесса стратегического менеджмента необходимо четко сформулировать основные задачи этого процесса.
Во-первых, система стратегического менеджмента ре...
- Внедрение изменений
После описания перспективной технологии, ее корректировки и окончательного утверждения во всех деталях необходимо разработать детальный план внедрения новой технологии с распределением сроков, контрол...
- Внедрение систем
Внедрение систем - это комплекс специфицеских задач, выполнение которых позволяет добиться реальной эксплуатации решения в организации. Другими словами, это внедрение изменений, которое мы уже разбира...
- Внедрение стандартов аудита в России
Российская экономика нуждается в западных инвестициях, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложений средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии фин...
- Цели и задачи
Управление - это создание изменений для достижения цели. Менеджмент должен служить достижению цели, это постоянное движение. Нагляднее всего можно представить этот процесс как путь из точки А (текущее...